finroct — сравнение финансов
Ваш город ?
Да, запомнить
Другой город
КалькуляторыСравнить
Законы Финансовая грамотность
Работник

Отпускные: когда должны выплатить и как их считают

Короткий ответ

Ежегодный основной отпуск — 28 календарных дней (у работающих инвалидов — не меньше 30, у некоторых работников закон устанавливает удлинённый отпуск), за это время сохраняется средний заработок. Отпускные выплачивают не позднее чем за три дня до начала отпуска. Средний дневной заработок считают так: зарплату за последние 12 календарных месяцев делят на 12 и на 29,3. О начале отпуска по графику вас должны известить под роспись не позднее чем за две недели. Если отпускные не выплатили вовремя или предупредили позже, вы можете письменно потребовать перенести отпуск на другой согласованный срок. Отпуск можно делить на части, но одна из них должна быть не меньше 14 календарных дней.

3 днядо начала отпуска — крайний срок выплаты
28 днейкалендарных — основной отпуск
29,3среднемесячное число календарных дней в расчёте
14 днейминимальная часть при делении отпуска

Что делать по шагам

  1. Узнайте дату отпуска по графику отпусков: он обязателен и для работодателя, и для вас.
  2. Проверьте, что отпускные пришли не позднее чем за три дня до начала отпуска.
  3. Если отпускные задержали или о начале отпуска предупредили меньше чем за две недели, напишите заявление о переносе отпуска. Работодатель обязан перенести его на срок, согласованный с вами.
  4. За просрочку отпускных работодатель также платит компенсацию не меньше 1/150 ключевой ставки за каждый день.
  5. Если заболели во время отпуска, отпуск продлевают или переносят.

Что говорит закон

ст. 114 ТК РФОтпуск с сохранением среднего заработка.

Работникам предоставляются ежегодные отпуска с сохранением места работы (должности) и среднего заработка.

ч. 1 ст. 115 ТК РФ28 календарных дней.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работникам продолжительностью 28 календарных дней.

ч. 3 ст. 115 ТК РФРаботающим инвалидам — не меньше 30 дней.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется работающим инвалидам продолжительностью не менее 30 календарных дней.)

ч. 2 ст. 122 ТК РФПервый отпуск — после шести месяцев работы.

Право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск работнику может быть предоставлен и до истечения шести месяцев.)

ч. 3 ст. 123 ТК РФИзвестить о начале отпуска за две недели.

О времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала.)

ч. 1 ст. 124 ТК РФБолезнь — продление или перенос.

Ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случаях:)

ч. 2 ст. 124 ТК РФПеренос, если отпускные не выплатили вовремя.

Если работнику своевременно не была произведена оплата за время ежегодного оплачиваемого отпуска либо работник был предупрежден о времени начала этого отпуска позднее чем за две недели до его начала, то работодатель по письменному заявлению работника обязан перенести ежегодный оплачиваемый отпуск на другой срок, согласованный с работником.)

ч. 1 ст. 125 ТК РФДеление на части, одна — не меньше 14 дней.

По соглашению между работником и работодателем ежегодный оплачиваемый отпуск может быть разделен на части. При этом хотя бы одна из частей этого отпуска должна быть не менее 14 календарных дней.

ч. 9 ст. 136 ТК РФОтпускные — за три дня до начала.

Оплата отпуска производится не позднее чем за три дня до его начала.

ч. 4 ст. 139 ТК РФКак считают средний дневной заработок.

Средний дневной заработок для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев путем деления суммы начисленной заработной платы на 12 и на 29,3 (среднемесячное число календарных дней).; от 02.04.2014 № 55-ФЗ)

ч. 1 ст. 236 ТК РФКомпенсация за задержку отпускных.

При нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от начисленных, но не выплаченных в срок сумм и (или) не начисленных своевременно сумм в случае, если вступившим в законную силу решением суда было признано право работника на получение неначисленных сумм, за каждый день задержки начиная со дня, следующего за днем, в который эти суммы должны были быть выплачены при своевременном их начислении в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права…

Читать полностью в статье →

Цитаты — из действующих редакций: ТК РФ (ред. от 01.09.2026). Источник — ips.pravo.gov.ru.

Похожие ситуации